Э. Берн (1972/1996) был очень четок в его взгляде на культуру и сценарий:

«Культура имеет очень мало общего со сценариями. В каждом слое общества и в каждой стране есть победители и проигравшие, и они проживают свои судьбы во многом определенным образом во всем мире. Например, распространенность психических заболеваний в любой большой группе людей в значительной степени похожа повсюду, как и повсюду происходят самоубийства.»

М. Мацетти (2010): «Я не согласен с Берном. Я думаю, что культура оказывает сильное влияние на сценарий, и культурное влияние имеет значение не только при формировании сценария, но и как фундаментальный аспект терапевтического процесса».

Культурный сценарий

В терапевтической работе и постоянном самоанализе терапевта культурный сценарий заслуживает некоторого внимания.

1. Культурный сценарий обычно создает меньше социальных трудностей, чем другие аспекты сценария жизни человека, потому что он соответствует ожиданиям социокультурной среды. Это может затруднить диагностику.

2. Терапевт может не осознавать, что заражен социокультурными предрассудками (например, «Лучше быть экстравертом, чем интровертом») и может разделять такие предубеждения с клиентом.

3. Культурные сценарии поведения, которые подкрепляются окружающей средой, могут стать еще более мощными, потому что большинство людей разделяют их, и они постоянно отображаются в СМИ, маркетинге и так далее. Полезно иметь в виду и помнить об этом типе обусловленности, осознавать двойной риск содействия прямой адаптации к доминирующему образцу или провоцируя сопротивленческие действия, так как бунт против системы не всегда означает выражение автономии.

Вопросы для проверки культурного сценария:

— Чего ждет общество от такого человека, как я?

— Если бы я был на телевидении, как бы я себя вел?

— Если бы я был кандидатом на выборах, что мне нужно было бы сделать/сказать, чтобы меня избрали?

— Если бы был опрос населения по определению характеристик «победителя» в обществе, в котором я живу, какой профиль типа личности появится? Насколько я буду стараться соответствовать этому профилю? Насколько этот профиль соответствует моему личному представлению о том, что такое «победитель»?

— В обществе, в котором я живу, какое поведение считается приемлемым для мужчины/женщины? Насколько я соответствую этой идее? В какой степени это согласуется с моей личной концепцией мужественности/женственности?

— Каковы ожидания общества в отношении мужчин и женщин моей профессии? Насколько они совпадают с моими собственными взглядами на мою профессию?

— Каковы ожидания общества в отношении мужчин и женщин, чье социальное положение схоже с моим? В какой степени они соответствуют моим собственным представлениям о моей роли в обществе?

По материалам статьи «Эрик Берн и культурный сценарий», TAJ, июль-октябрь, 2010

Марко Мацетти — лауреат премии Эрика Берна, бывший президент ЕАТА, TSTA-P