Тревожность — частый элемент запроса в терапевтической работе. Она может быть связана с огромным количеством факторов, и психологических, и физиологических. Более глубокие формы тревожности, такие, как фобии, панические атаки и тревожные расстройства, особенно пугают клиентов, и требуют сконцентрированного и терпеливого вмешательства.

Хочу поделиться некоторой информацией, которую я нашла в процессе работы с такой проблематикой.

Так, если мы работаем с фобией, нередко это последствие мощной общей (глубинной) тревожности, с которой психике сложно справиться, и она «направляется» в одно русло, чтобы ощущаться как более контролируемое. Своего рода защитная реакция. Соответственно, работая с фобией, важно исследовать возможные источники тревожности более широко. Например, при переезде в другую страну фобии могут обостряться из-за потери привычного окружения, резкого изменения условий жизни и других факторов. В работе с адаптацией при переезде (и к другим значимым изменениям) я использую био-психо-социо-духовную парадигму (спасибо моей маме, Н.Л. Зуйковой за знакомство с этим концептом), которая дает максимально широкий обзор для диагностики и коррекции. То есть, мы учитываем биологическую, психологическую, социальную и духовную составляющие и работаем с ними в комплексе.

Относительно панических атак, здесь есть очень подробная статья о причинах, процессе и регулировании таких состояний. То есть, различные дыхательные техники, переключение на повторяющиеся действия (счет, ритм и тд), изменение фокуса внимания, также я бы добавила техники «заземления» из mindfulness therapy (соединение с собой «здесь и сейчас» — активация Взрослого) и т.д.

Как-то давно на интересном и важном воркшопе по работе с травмой я услышала очень важный акцент — в стрессе мы перестаем дышать. И при работе с травмой особенно важно отслеживать и корректировать дыхание. С тех пор это область моего особенного внимания в терапевтической работе в целом. Дышим и говорим, говорим и дышим.

Тони Уайт в одной из фейсбук-публикаций выразил интересную мысль, что почти все рекомендации по тому, как справляться с паническими атаками, направлены на то, чтобы справляться с состоянием самому. А, по его мнению, тревожные состояния очень связаны с чувством одиночества. И для снятия симптоматики нужно привлекать окружение. То есть, снимать ощущение одиночества. Мне кажется, что это очень интересная идея, которую можно и нужно включать в работу с тревожными состояниями. То есть, разработать рекомендации и для привлечения окружающих в помощь. В этом материале есть его идеи о предписаниях, лежащих в основе фобий.

В моей практике при работе с тревожностью при помощи Трансактного Анализа, мы работаем в контексте активации Заботливого Родителя, которые успокаивает испуганного Ребенка от нападений Критического Родителя, и затем энергия свободно перетекает во Взрослое эго-состояние (деконтаминация). В более глубокой работе идем в направлении деконфузии Ребенка. Очень помогает теория эмоциональной грамотности Клода Штайнера, когда мы учимся соединяться со своими чувствами и чувствами других (поскольку «застрявшее» проживание запрещенного чувства может вызывать тревожные состояния) и теория поглаживаний (дефицит поглаживаний стимулирует чувство одиночества и беспомощности — регресс).

Также хорошо добавлять творческие техники (арт-терапию, импро-театр), работу с телом, визуализацию, метафоры. Интегративная Психотерапия дает прекрасный инструментарий. Например, расследование (расспрос) позволяет учитывать историю и опыт клиента на всех стадиях терапии, трансцендентальная перспектива позволяет сменить фокус, а привлечение  интуиции — более быстро соединиться с глубинными процессами. В дополнение я обычно добавляю расслабляющие техники и рекомендую аутотренинг.

Также в психотерапии и консультировании я использую концепцию психической индивидуальности человека, которая включает в себя совокупность психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств человека: темперамент (биологическая составляющая психической индивидуальности); характер (психологическая составляющая психической индивидуальности); личность (социальная составляющая психической индивидуальности). И на основе этого планирую терапевтическую работу.

И в завершение немного философии. В 1844 году вышла маленькая книга датского философа Серена Кьеркегора о тревоге. Ключевая идея этой книги — взаимоотношения тревоги и свободы. Ролло Мэй в своей книге «Смысл тревоги» пишет, что Кьеркегор убежден, что «тревогу всегда можно понять только в ее связи со свободой человека». Свобода — это цель развития личности; с психологической точки зрения, «благо — это свобода». Свобода для Кьеркегора есть возможность. Согласно Кьеркегору, человека постоянно манят к себе возможности, он думает о возможностях, он их себе воображает и способен в творческом акте претворить возможность в реальность. Эти возможности и являются человеческой свободой. По словам Кьеркегора свобода несет с собой тревогу, т.к. тревога всегда сопровождает осуществление возможностей. Следовательно, чем больше у человека возможностей, тем больше он может испытывать тревоги».

 

Таким образом, тревжность — весьма неоднозначный феномен. Она может быть здоровой, невротической и психотической. В соответствии с этим и терапевтический подход должен быть дифференцированным, тонко и точно подстроенным под конкретного человека и его историю.