Антуан де Сент-Экзюпери, посвящение к книге «Маленький принц»
Навеяло собственным терапевтическим процессом.
«Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны… » как писал Сент-Экзюпери. В процессе терапии мы часто возвращаемся в начало, в детство, в отношения с родителями. Симбиотические привязанности, останавливающие обретение автономии, часто являются краеугольным камнем многих нерешенных проблем. Мы переносим неудовлетворенные детские ожидания, невстреченные потребности и связанные с этим рэкеты в реальную «взрослую» жизнь. Мы строим взаимодействие с реальными родителями, исходя из собственного печалющегося, гневающегося, страдающего внутреннего Ребенка. Хотя это уже не является реальной потребностью, не актуально в нашей настоящей жизни. Возможно, родители никогда и не могли бы нам дать ожидаемого, а мы все ожидаем, и страдаем, что не получаем. Стимулы передаются не по назначению и, соответственно, не находят нужной реакции. А в итоге — обиды, скандалы, затаенная боль, тревога, смешанные чувства и постоянное ощущение неудовлетворенности. И резкое несоответствие между внешней коммуникацией, которая происходит между взрослыми людьми, и внутренними стимулами, посылаемыми Ребенком.
Здесь мне всегда приходит в голову термин «проверка на реальность». Если бы мы могли отделиться от себя самих и посмотреть на себя со стороны и увидеть взрослых людей, с сединой и морщинами, упорно требующими удовлетворения собственных потребностей от другого взрослого или уже пожилого человека так, как будто от этого зависит наша реальная жизнь, то наверняка бы почувствовали диссонанс.
И этот диссонанс был бы признаком активации Взрослого, шаг на пути к автономности. Того, что мы отделяем себя от другого, не ставим в прямую зависимость от него свои чувства, мысли и действия. Находимся в контакте с собой здесь и сейчас, отслеживаем переключения своих эго-состояний, видим возможные выборы, делаем их и несем за них ответственность. Осознаем.
Здесь может быть ценным одно упражнение, о котором мне напомнила мой собственный психолог, — посмотреть на свои руки. Увидеть возрастные пятна, выступающие вены, дряблеющую кожу. И вспомнить, что я уже далеко не младенец, и мое существование не зависит напрямую от значимого другого. Что я могу этими самыми руками и остальным аппаратом позаботиться о себе, удовлетворить свои нужды или попросить других помочь мне с этим. Я могу взять свою жизнь в свои руки также как мои родители могут держать свою жизнь в своих руках.
Наша реальная жизнь зависит, прежде всего, от нас самих. И только мы сами — те, у кого в первую очередь следует просить поддержку, и от кого ее ждать. И часто наши родители действительно сделали все, что могли. Они были «достаточно хорошими»*, чтобы мы выжили и выросли. И сумели начать заботиться о себе самих.
И если в какое-либо из эго-состояний не поступает достаточное количество энергии, в данном случае, в нас самих наш Заботливый Родитель не развит, пассивен, не дает нашему Свободному Ребенку достаточной поддержки, и мы постоянно проваливаемся в Адаптивного Ребенка и соответствующие модели поведения, то стоит работать в сторону того, чтобы вырастить, активировать, подпитать недостающее эго-состояние. И перейти к завершающей части терапии — автономии или, в данном контексте, по Эрскину, стадии прощения родителей.
У прекрасного Тони Уайта я нашла опросник, который может помочь в подобной работе и с клиентом, и в рамках самоподдержки.
*Термин «достаточно хорошая мать» ввел Д.В. Винникотт. Он писал: «Не существует просто хорошей или идеальной матери, но есть «достаточно хорошая мать». Она создает для младенца условия, в которых у него есть возможность постепенно обрести автономию». [:en]
«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит»Антуан де Сент-Экзюпери, посвящение к книге «Маленький принц»
Навеяло собственным терапевтическим процессом.
«Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны… » как говорил Сент-Экзюпери. В процессе терапии мы часто возвращаемся в начало, в детство, в отношения с родителями. Симбиотические привязанности, останавливающие обретение автономии, часто являются краеугольным камнем многих нерешенных проблем. Мы переносим неудовлетворенные детские ожидания, невстреченные потребности и связанные с этим рэкеты в реальную «взрослую» жизнь. Мы стоим взаимодействие с реальными родителями, исходя из собственного печалющегося, гневающегося, страдающего внутреннего Ребенка. Хотя это уже не является реальной потребностью, не актуально в нашей настоящей жизни. Возможно, родители никогда и не могли бы нам дать ожидаемого, а мы все ожидаем, и гневаемся, что не получаем. Стимулы передаются не по назначению и, соответственно, не находят нужной реакции. А в итоге — обиды, скандалы, затаенная боль, тревога, смешанные чувства и постоянное ощущение неудовлетворенности. И резкое несоответствие между внешней коммуникацией, которая происходит между взросылыми людьми, и внутренними стимулами, посылаемыми Ребенком.
Здесь мне всегда приходит в голову термин «проверка на реальность». Если бы мы могли отделиться от себя самих и посмотреть на себя со стороны и увидеть взрослых людей, с сединой и морщинами, упорно требующими удовлетворения собственных потребностей от другого взрослого или уже пожилого человека так, как будто от этого зависит наша реальная жизнь, то наверняка бы почувствовали диссонанс.
И этот диссонанс был бы признаком обретения автономности. Того, что мы отделяем себя от другого, не ставим в прямую зависимость от него свои чувства, мысли и действия. Берем на себя ответственность за себя самих. Находимся в контакте с собой здесь и сейчас, отслеживаем переключения своих эго-состояний, видим возможные выборы, выбираем и несем за них ответственность.
Здесь может быть ценным одно упражнение, о котором мне не так давно напомнила мой собственный психолог, — посмотреть на свои руки. Увидеть возрастные пятна, выступающие вены, дряблующую кожу. И вспомнить, что я уже далеко не младенец, и мое существование не зависит напрямую от значимого другого. Что я могу этими самыми руками и остальным аппаратом позаботиться о себе, удовлетворить свои нужды или попросить других помочь мне с этим. Я могу взять свою жизнь в свои руки также как мои родители могут держать свою жизнь в своих руках.
Наша реальная жизнь зависит, прежде всего, от нас самих. И только мы сами — те, у кого в первую очередь следует просить поддержку, и от кого ее ждать. И часто наши родители действительно сделали все, что могли. Они были «достаточно хорошими»*, чтобы мы выжили и выросли. И сумели начать заботиться о себе самих.
И если в какое-либо из эго-состояний не поступает достаточное количество энергии, оно не развито или же контаминирано, в данном случае, в нас самих наш Заботливый Родитель не развит, пассивен и не дает нашему Свободному Ребенку достаточной поддержки, и мы постоянно проваливаемся в Адаптивного Ребенка, то стоит работать в сторону того, чтобы вырастить, активировать, подпитать недостающее эго-состояние. И перейти к завершающей части терапии — автономии или, по Эрскину, стадии прощения родителей.
У прекрасного Тони Уайта я нашла опросник, который может помочь в подобной работе и с клиентом, и в рамках самоподдержки.
*Термин «достаточно хорошая мать» ввел Д.В. Винникотт. Он писал: «Не существует просто хорошей или идеальной матери, но есть «достаточно хорошая мать». Она создает для младенца условия, в которых у него есть возможность постепенно обрести автономию».
[:]